Права и обязанности граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства
- Право потребителя на информацию об исполнителе жилищно-коммунальных услуг.
Право потребителя на информацию является одним из основных всистеме потребительских прав.
Право потребителя на информацию закреплено Законом РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав
потребителей» (далее —Закон РФ «О защите прав потребителей») иГражданским кодексом
Российской Федерации. Согласно требованиям ст. 9Закона РФ «О защите прав потребителей»
изготовитель (исполнитель) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование
(наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) ирежим ее работы, размещая
указанную информацию на вывеске.
Согласно подпункта «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений вмногоквартирных домах ижилых домов, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 (далее —Правила), исполнитель
(управляющая компания, ресурсоснабжающаяорганизация, ТСЖ,ЖСКидр.) обязан предоставить
потребителю (путем указания вдоговоре, содержащем положения опредоставлении
коммунальных услуг, атакже размещения на досках объявлений, расположенных во всех
подъездах многоквартирного дома или впределах земельного участка, на котором расположен
многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), атакже на досках объявлений,
расположенных впомещении исполнителя вместе, доступном для всех потребителей) следующую
информацию:
— сведения об исполнителе -наименование, место нахождения (адресего постоянно
действующего исполнительного органа), сведения огосударственной регистрации, режим работы, адрес сайтаисполнителя всети Интернет, атакже адреса сайтоввсети Интернет, на которых исполнитель вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан
размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя иотчество руководителя;
— адреса иномера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
— размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок ктарифам иреквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
— информация оправе потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая всоответствии сФедеральным законом «Обэнергосбережении иовыполнении энергетической эффективности иовнесении изменений вотдельные законодательные акты
Российской Федерации не вправе отказать потребителю вустановке прибора учета иобязана
предоставить рассрочку воплате услуг по установке прибора учета;
— порядок иформа оплаты коммунальных услуг;
— показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий ииных
нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством
Российской Федерации, втом числе настоящими Правилами, атакже информация онастоящих Правилах;
— сведения омаксимально допустимой мощности приборов, оборудования ибытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
— наименования, адреса ителефоны органаисполнительной власти (их территориальных
органов иподразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
В случае ненадлежащего инесвоевременного предоставления исполнителем услуги
вышеуказанной информации необходимо обратиться ворганизации, скоторой потребитель
состоит в договорных отношениях (управляющую организацию, ресурсоснабжающую
организацию ит.д.) спретензией, составленной в2-х экземплярах стребованием предоставления полной идостоверной информации, предусмотренной законодательством.
Претензия может бытьотправлена по почте заказным письмом суведомлением овручении, а также вручена лично исполнителю (представителю исполнителя) сотметкой овручении на экземпляре потребителя.
При отказе вудовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в:
1) контролирующий орган:
— вУправление Роспотребнадзора по Ленинградской области (г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д.27) иеготерриториальные отделы по вопросам обеспечения соблюдения законодательства РФ о защите прав потребителей.
2) суд сисковым заявлением.
В суде может быть предъявлено дополнительно требование окомпенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Иски озащите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца всуд по месту:
— нахождения организации, аесли ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;
— жительства или пребывания истца;
— заключения или исполнения договора.
Если иск корганизации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он
может быть предъявлен всуд по месту нахождения ее филиала или представительства (п.2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При обращении сиском всуд потребители освобождаются от уплаты государственной
пошлины по делам, связанным снарушением их прав (ст. 89 ГПКРФ, п. 3ст. 17 Закона РФ «О
защите прав потребителей»).
В соответствии со ст. 47 ГПКРФ ист. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Управление Роспотребнадзорапо Ленинградской области может быть привлечено судом или по
инициативе лиц, участвующих вделе, для дачи заключения по делу вцелях защиты прав
потребителей.
2. Рекомендации потребителям вслучае установления факта предоставления
коммунальных услуг (отопление) ненадлежащего качества и(или) сперерывами,
превышающими установленную продолжительность
В соответствии с«Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений вмногоквартирных домах ижилых домов», утвержденными
постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 (далее —Правила №354), распределение
годового объема полезного отпуска тепловой энергии при установлении нормативов потребления
коммунальной услуги по отоплению осуществляется на период отопительного сезона (п.59,
приложение №2Правил №354).
Согласно п.98 гл.9 Правил №354 при перерывах впредоставлении коммунальной услуги
для проведения ремонтных ипрофилактических работ впределах установленной
продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период
подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В главе ХПравил №354 прописан порядок установления факта предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) сперерывами, превышающими установленную продолжительность, всоответствии скоторым потребитель уведомляет об этом
аварийно-диспетчерскую службу (АДС)исполнителя.
По результатам проверки составляется акт опредоставлении коммунальных услуг
ненадлежащего качества и(или) сперерывами, превышающимиустановленную
продолжительность, который подписывается потребителем иисполнителем (представителем
АДС).Вакте указываются нарушения параметров качества, время идата начала
предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Актявляется основанием для
перерасчета размера платы за коммунальные услуги, атакже неустойки за нарушение
исполнителем своих обязательств в размере, установленном законом или договором (п.109,157
Правил 354).
Далее сцелью изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего
качества и (или) сперерывами, превышающими установленную продолжительность,
потребитель может обратиться впретензионном порядке кисполнителю услуги.
В случае неудовлетворения исполнителем услуги требований потребителя оперерасчете за
некачественную услугу вдобровольном (претензионном)порядке, спор может быть разрешен
только судом (ст.11 ГК РФ, п. 1ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защитеправ
потребителей» (далее —Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Руководствуясь статьями 150, 151 ГК РФ истатьей 15 Закона РФ «О защите прав
потребителей» всуде потребитель также вправе требовать денежной компенсации морального
вреда, размер которой определяется судом изависит от степени вины нарушителя, физических и
нравственных страданий, связанных синдивидуальными особенностями лица, которому причинен
вред, ииных заслуживающих внимание иисследуемых судом обстоятельств. Компенсация
морального вреда осуществляется независимо от размера возмещения имущественного вреда и
понесенных потребителем убытков.
Потребители по искам, связанным снарушением прав, всоответствии сп.3 ст.17 Закона РФ
«О защите прав потребителей» освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ ист. 40 Закона РФ «О
защите правпотребителей» Управление Роспотребнадзорапо Ленинградской области может быть
привлечено судом или по инициативе лиц, участвующих вделе, для дачи заключения по делу в
целях защиты прав потребителей.
Далее информируем, сучетом содержания части 4статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее-
ЖК РФ), проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами (в
том числе, управляющими компаниями) обязательных требований нормативных правовых актов,
которые утверждены всоответствии со ст.157 ЖК РФ («Размер платы за коммунальные услуги»),
осуществляются должностными лицами органов государственного жилищного надзора.
Федеральным законом от 27.07.10 №191-ФЗ «О внесении изменений внекоторые
законодательные акты Российской Федерации всвязи спринятием Федерального закона «О
теплоснабжении»введен п.4.2.ст.17 вФедеральный закон от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», согласно которому
полномочиями по организации теплоснабжения наделены органы местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, по вопросам проведения проверки качества
предоставляемой коммунальной услуги (отопление), организации теплоснабжения (в том числе,
установление начала отопительного сезона) потребители имеют право обратиться в
Государственную жилищную инспекцию Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, пр.
Суворовский, д.67: тел/факс:8(812) 271-24-28; эл.адрес: lengil@rambler.ru)ивадминистрацию
органов местного самоуправления.
3. Опорядке расчета ивнесения платы за коммунальные услуги, потребляемые в
процессе использования общего имущества вмногоквартирном доме
В соответствии с«Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений вмногоквартирных домах ижилых домов», утвержденных
постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 (далее —Правила), потребитель
коммунальных услуг вмногоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа
управления многоквартирным домом всоставе платы за коммунальные услуги отдельно вносит
плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю вжилом или внежилом
помещении, иплату за коммунальные услуги, потребляемые впроцессе использования общего
имущества вмногоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовыенужды) (п.40 Правил).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовыенужды в
многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым)прибором учета,
определяется как объем (количества) коммунального ресурса,предоставленный за расчетный
период на общедомовыенуждывмногоквартирном доме иприходящийся на жилое помещение
(квартиру) или нежилое помещение умноженный на тариф, соответствующего коммунального
ресурсаустановленного всоответствии сзаконодательством РФ (п.44, формула 10 приложения N
2 Правил).
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды,
рассчитывается ираспределяется между потребителями пропорционально размеру общей
площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося вего пользовании) жилого или
нежилого помещения вмногоквартирном доме (п.44, формулы 11, 12, 13 и14 приложение N2
Правил).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые
нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной
на общедомовыенужны, за такой расчетный период потребителям не начисляется (п.45 Правил).
Приотсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за
коммунальную услугу, предоставленную на общедомовыенужды, определяется всоответствии с
п. 48, формулами 10 и15 приложения N2Правил.
Федеральный государственный надзор вобласти защиты прав потребителей (ст. 40 Закона
РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей») не подразумевает проверку соблюдения
(в порядке, установленном Законом №294-ФЗ) хозяйствующими субъектами требований
жилищного законодательства, вчастности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и
внесения платы за жилое помещение икоммунальные услуги (п.п.10, 11 ч. 1 ст. 4Жилищного
кодекса РФ (далее —ЖК РФ). Приоритет норм ЖК РФ по данным вопросам закреплен
положениями статьи 8ЖК РФ.
С учетом содержания части 4статьи 20 ЖК РФ, проверки, предметом которых являются
вопросы соблюдения юридическими лицами (в том числе, управляющимикомпаниями)
обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены всоответствии со
ст.39 ЖК РФ («Содержание общего имущества вмногоквартирном доме»), ст.156 ЖК РФ
(«Размер платы за жилое помещение»), ст.157 ЖК РФ («Размер платы за коммунальные услуги»),
осуществляются должностными лицами органов государственного жилищного надзора.
Федеральным законом от 30.12.2004 N211-ФЗ «О внесении изменений внекоторые
законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу отдельных
положений законодательных актов Российской Федерации всвязи спринятием Федерального
закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вред.
Федерального закона от 27.07.2010 N237-ФЗ) введен п.4.1.ст.17 вФедеральный закон от 06.10.03
№131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления вРоссийской
Федерации», согласно которому полномочиями по регулированию тарифов на подключение к
системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на
подключение, надбавок ктарифам на товары иуслуги организаций коммунального комплекса,
наделены органы местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, по вопросам установления тарифов на жилищно-
коммунальные услуги, правомерности начислений тех или иных видовплатежей, проведения
перерасчетов ииных связанных свопросами оплаты жилищно-коммунальных услуг спорных
ситуаций потребители имеют право обратиться вГосударственную жилищную инспекцию
Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, пр. Суворовский, д.67:телефакс:8 (812) 271-
24-28; эл.адрес: lengil@rambler.ru)ивадминистрацию органов местного самоуправления.