1. Федеральным законом от 30.01.2024 № 5-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена возможность использования резервов финансовых и материальных ресурсов (за исключением государственного материального резерва), предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, при введении режима повышенной готовности в случае, если это предусмотрено порядком создания и использования таких резервов (резервных фондов).
Также уточняется, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности. Федеральный закон вступит в силу по истечении ста пятидесяти дней после дня его официального опубликования.
2. Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ «О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации» в часть первую статьи 236 ТК РФ внесены изменения, согласно которым проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение.
Проценты (денежная компенсация) исчисляются со дня, следующего за днем, в который заработная плата и иные выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно. Размер процентов должен быть не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы долга. Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2024 №69, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, инвалиды вследствие военной травмы, полученной в результате участия в специальной военной операции, смогут получить технические средства реабилитации без подачи заявления.
Предусмотрено, что в отношении инвалида вследствие военной травмы, полученной в результате участия (содействия выполнению задач) в ходе СВО (боевых действий), или вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, уполномоченным органом в срок не позднее чем через 5 рабочих дней со дня поступления из федерального учреждения медико-социальной экспертизы его программы реабилитации принимается решение о приобретении технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту с использованием электронного сертификата.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2024 № 59 утверждены новые Правила оказания услуг телефонной связи, которыми будут урегулированы отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
5. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 46 с 01.02.2024 отдельные социальные выплаты проиндексированы на 7,4%. Индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные некоторыми законодательными актами, в том числе: Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральным законом «О ветеранах»; Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» и пр.
6. Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2024 № 61 установлен порядок формирования федерального кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации.
Документом определяются категория и группа должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых формируется федеральный кадровый резерв, порядок его формирования и работы с ним. Предусмотрено, что лица, состоящие в федеральных кадровых резервах федеральных государственных органов, сформированных в соответствии с Указом Президента от 13.12.2012 № 1653, в федеральный кадровый резерв не включаются. Указом также утверждено Положение о порядке представления гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке осуществления проверки достоверности и полноты представленных сведений. Закреплено, что формирование федерального кадрового резерва осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы. Указ вступил в силу со дня его подписания.
7. Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 закреплен новый подход к определению статуса многодетной семьи и обновлены меры социальной поддержки. Согласно Указу многодетной семьей в России признается семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки (в соответствии с установленным перечнем) осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его очного обучения в образовательной организации. Государством гарантируется, в частности, предоставление пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей, предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений, досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено обеспечить, в числе прочего, учет многодетных семей, информирование их о мерах поддержки и предоставление в приоритетном порядке социальной помощи, а также обеспечить реализацию мер по стимулированию занятости многодетных родителей в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, рекомендовано установить такие меры социальной поддержки, как:
— бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами;
— предоставление льгот по оплате ЖКУ; предоставление бесплатного проезда и питания ученикам образовательных организаций.
8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2024 № 50 приостановлено действие абзаца четвертого подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2024 году.
Постановлением, в частности: приостановлено до конца 2024 года действие положений, устанавливающих авансовые платежи в размере 90% и 30% при заключении контрактов, финансируемых из федерального бюджета и подлежащих казначейскому сопровождению; установлен размер авансирования в размере от 30 до 50 процентов от суммы контрактов с казначейским сопровождением на поставку товаров (работ, услуг); определены особенности заключения контрактов в случае предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
9. Приказом Минприроды России от 22.08.2023 № 533 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в лесных картах», зарегистрированным в Минюсте России 24.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» определен состав сведений, которые воспроизводятся в графической и текстовой формах на публичных и служебных лесных картах. Приказом Минздрава России от 12.12.2023 №677н скорректирован перечень категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Внесенными в приказ Минздрава от 06.12.2021 № 1122н изменениями предусматривается проведение вакцинации только уязвимых категорий граждан, в числе которых, в частности: лица старше 18 лет, ранее не болевшие и/или не привитые против коронавирусной инфекции; лица в возрасте 60 лет и старше; лица с туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, онкологическими заболеваниями и др. Настоящий приказ вступит в силу 01.09.2024 и будет действовать до 01.09.2030
10. Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2024 № 41 установлено почетное звание «Заслуженный работник местного самоуправления Российской Федерации». Указанное почетное звание присваивается за личные заслуги высокопрофессиональным должностным лицам местного самоуправления, иным лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, работникам органов местного самоуправления, работникам органов управления советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, а также некоммерческих организаций, основными целями деятельности которых являются развитие местного самоуправления.
Почетное звание присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления профессиональной деятельности в сфере местного самоуправления и при наличии у представленного к награде лица отраслевых наград (поощрений) федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2024 № 15 скорректирован порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций: уточнено, что в реестр не могут быть включены некоммерческие организации, являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями.
12. Приказом Минтруда России от 06.12.2023, зарегистрированным в Минюсте России 17.01.2024, обновлена форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, в новой редакции изложено приложение № 2 к приказу Минтруда России от 10.11.2014 № 874н. Индивидуальная программа содержит, в частности, формы социального обслуживания, виды, условия оказания социальных услуг, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
13. Указом Президента Российской Федерации от 04.01.2024 № 10 для иностранных граждан — участников спецоперации предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Согласно Указу с заявлением о приеме в гражданство без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», вправе обратиться, в частности, иностранные граждане, заключившие в период проведения СВО контракт о прохождении военной службы, супруги, дети и родители таких иностранных граждан. Указом также, в частности, определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о приеме в гражданство, установлена обязанность прохождения государственной дактилоскопической регистрации (идентификации личности) и урегулированы некоторые процедурные вопросы. При использовании в надзорной деятельности, а также при работе по правовому просвещению также могут быть использованы следующие позиции Конституционного Суда Российской Федерации:
- Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2024 № 2-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.О. Вильке» часть первая статьи 137 УК РФ, изложенная в редакции пункта 61 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает привлечения родителя несовершеннолетнего ребенка к уголовной ответственности за использование программного средства (мобильного приложения) родительского контроля, позволяющего в течение определенных временных интервалов слышать происходящее в непосредственной близости от ребенка, получать соответствующие аудиозаписи и сохранять их на техническом устройстве данного родителя, в результате чего ему становятся доступными сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну, если такое программное средство (мобильное приложение) и полученные с его помощью сведения используются им исключительно в целях реализации прав и обязанностей родителя по обеспечению безопасности несовершеннолетнего ребенка. При этом определено, что содержащиеся в Постановлении правовые позиции не исключают решения законодателем вопроса о допустимости и пределах использования программных средств родительского контроля, при помощи которых пользователю могут стать доступными сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну. Равным образом сами по себе они не могут рассматриваться и как дающие основания для освобождения от уголовной ответственности, если в обозначенных целях и при описанных условиях родителем несовершеннолетнего ребенка для собирания сведений незаконно использовались ограниченные в обороте специальные технические средства и программы, предназначенные для негласного получения информации.
- Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11.01.2024 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 111 и части первой статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в связи с жалобой гражданина Б.» уточнил критерии определения степени тяжести причиненного здоровью человека вреда, повлекшего психическое расстройство Конституционный Суд указал, что по общему правилу часть первая статьи 111, часть первая статьи 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также пункт 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, относят наступление психического расстройства к основаниям для квалификации насильственного деяния как причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Наличие у лица психического расстройства может по-разному отражаться на его интеллектуальном и волевом уровне, в частности на способности к адекватному восприятию окружающей обстановки, к осознанию себя и к адекватному поведению. Исключая формальное приравнивание любого (даже неглубокого и кратковременного) расстройства психики потерпевшего по степени его тяжести к полной потере речи, зрения, слуха и к другим указанным в статье 111 Уголовного кодекса Российской Федерации последствиям, существенно влияющим на качество жизни и социальное благополучие потерпевшего, Конституционный Суд отметил, что для физических повреждений оспариваемыми нормами предусмотрены критерии длительности расстройства здоровья или степени утраты общей трудоспособности. В этой связи и в контексте принципов равенства и справедливости отсутствуют разумные основания не применять такого рода критерии и в случае причинения повреждений, повлекших психические расстройства, существенно не повлиявшие на психическое и социальное благополучие потерпевшего. Указанные нормы не противоречат Конституции Российской Федерации и еестатьям, поскольку не исключают — в случае, если психическое расстройство не относится к тяжелым и при этом отсутствуют предпосылки для длительного негативного влияния такого психического расстройства на социальное благополучие потерпевшего, — квалификацию деяния как причинения вреда здоровью средней тяжести.
- Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 31.01.2024 №4-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.А. Балуковой и Ю.М. Чернигиной» высказал позиции о том, что ограничение свободы как вид наказания допускает наличие в его содержании ограничений нахождения в определенных местах, направленных на минимизацию рисков контактов осужденного с потерпевшим. Часть первая статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не исключает конкретизацию судом ограничения посещать определенные места запретом посещения мест, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние. Соответственно, потерпевший от преступления, за которое в качестве наказания предусмотрено ограничение свободы, не лишен возможности при рассмотрении дела требовать от суда при назначении данного вида наказания установления ограничения (запрета) осужденному посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший, в том числе приближаться к этим местам на определенное расстояние. Отказ в установлении такого ограничения (запрета), в том числе по конкретному заявленному потерпевшим месту, должен быть мотивирован, причем принципиальная невозможность установления ограничений такого рода впредь не может быть основанием для такого отказа. Федеральный законодатель при этом не лишен возможности конкретизировать или дополнить содержание ограничения свободы с учетом задачи обеспечения и превентивной защиты прав потерпевших в части минимизации объективно обоснованных рисков продолжения (повторения) противоправных или фактически психотравмирующих действий со стороны осужденного. Информацию о результатах использования настоящего мониторинга (в части правотворческой деятельности) необходимо отражать в установленном порядке в докладной записке об исполнении приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 № 583 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». В случае использования результатов мониторинга для опротестования незаконных ненормативных правовых актов, а также для принятия иных мер прокурорского реагирования, информация об этом подлежит дополнительному отражению в иных докладных записках, предоставляемых в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора области, в том числе направляемых старшему помощнику прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних.